Москва – город мой
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
Главная » Статьи » ВНУТРИ БУЛЬВАРНОГО КОЛЬЦА » Китай-город |
Воспитательный дом (1764—1770, арх. К. Бланк при участии М. Казакова; Китайский пр., 9/5, и Солянка, 12, станция метро «Китай-город»). Крупнейшее общественное здание Москвы XVIII в. Архитектура его знаменует решительный поворот русского зодчества к классицизму. По фасаду, как бы разделяя здание, проходят горизонтали цокольного и венчающего карнизов. Более высокие верхние два этажа, изящные пропорции окон и наличников подчеркивают парадность второго яруса. Скромное архитектурное убранство здания никак не отражается на его пространственном восприятии. Основную эстетическую роль выполняют ясная объемная композиция и соразмерность постройки, присущие русскому классицизму. В XVIII в. были построены лишь западный (квадратный в плане) и центральный (перекрытый куполом со шпилем) корпуса. Восточный корпус (арх. И. Ловейко) был выстроен в 1939— 1940 гг. и расширен в 1970-е гг. На Солянку выходят ворота, пилоны которых украшают изваяния «Милосердие» и «Воспитание» работы И. Витали (1830—1835). Воспитательный дом, рассчитанный на 8 тыс. детей, служил приютом для незаконнорожденных и подкидышей. Принимались сюда дети в возрасте от 2 лет 4 месяцев. В 18 лет они покидали приют, получив низшее, реже среднее образование. Наиболее способные мальчики поступали на медицинский факультет Московского университета, куда готовили «классические классы», а девочки шли в акушерки или гувернантки после окончания Повивального института или «французских классов». С Воспитательным домом связана печальная страничка биографии замечательного русского поэта Аполлона Григорьева. Он преподавал здесь законоведение. В этом доме поэт познакомился с дочерью своего сослуживца, надзирателя мужского отделения Я. И. Визарда, Леонидой, неразделенную любовь к которой пронес через всю свою жизнь. Ей он посвятил стихотворение «Цыганская венгерка». Переложенное на музыку, оно стало романсом, очень популярным в середине 50-х гг. прошлого века. Поют его и в наше время, считая цыганским: Две гитары, зазвенев, Жалобно заныли... С детства памятный напев, Старый друг мой — ты ли? Воспитательный дом в том или ином виде фигурирует в произведениях многих русских писателей. Сюда Иудушка Головлев, например, пристроил своего наследника, прижитого с экономкой Евпраксеюшкой. О нем пишет К. Паустовский, называя богоугодное заведение «Вошпитательным» домом — такое прозвище ему дали без всякой задней мысли московские кумушки. И. Ильф и Е. Петров посвятили ему немало страниц в своих «Двенадцати стульях». Дом народов, в лабиринтах которого спасался от мадам Грицацуевой Остап Бендер, это и есть бывший Воспитательный дом. Правда, назывался он в то время Дворцом Труда, где угнездились сотни различных учреждений. Только одних редакций там было около 50. Сатирики втиснули туда и небезызвестный «Станок», прообразом которого послужила газета «Гудок», где работали писатели. В 1938 г. в здание бывшего Воспитательного дома переехала из Ленинграда Военная академия имени Ф. Э. Дзержинского. Во дворе воздвигнут памятник слушателям и преподавателям академии, погибшим в сражениях Великой Отечественной войны (1978, ск. Л. Берлин, арх. Б. Маркус). | |
Категория: Китай-город | Добавил: Harlequin (19.10.2012) | |
Просмотров: 1793 |