Москва – город мой
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
Главная » Статьи » ЦЕНТР » Кремль |
Благовещенский собор (1484—1489; Кремль, Соборная пл.). Строился псковскими мастерами как домовая церковь великого московского князя на месте старого храма Благовещения, возведенного в 1397—1416 гг. От него сохранился подклет в том виде, какой он имел к 1416 г. Предполагают, что здесь хранилась казна. Соединялся храм с княжеским дворцом специальным переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, служил для парадного выхода князя (позднее царя) и его свиты. Построен собор в традициях раннемосковского зодчества, однако присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, орнаментальные пояски на главах, витые колонки с «дыньками» на апсидах и другие декоративные элементы. Во время пожара 1547 г. собор горел, был восстановлен в 1560 — 1570-х гг. Тогда же с западной стороны его центральной части добавили две главы, возвели четыре одноглавые церкви над галереями — «Александра Невского», «Архангела Гавриила», «Собор Богоматери» и «Вход в Иерусалим», перекрыли сводами паперть, с юго-восточной стороны пристроили крыльцо, получившее название Грозненского: после четвертой женитьбы царь не имел права участвовать в церковной службе, поэтому для него построили отдельное крыльцо, а придел в южной панерти превратили в личную молельню государя. По преданию, именно отсюда Иван IV, увидев в 1584 г. комету, пророчески произнес: «Вот знамение моей смерти». В том же году он умер. Большую ценность представляет иконостас собора (1405), выполненный еще для старого храма. Это один из первых иконостасов, созданных на Руси. Предполагают, что в него входят иконы, написанные в начале ХУ в. для первого храма Благовещения выдающимися древнерусскими живописцами Андреем Рублевым (третий ряд снизу, семь икон с левой стороны, кроме четвертой, принадлежащей кисти псковских мастеров), Прохором с Городца (третий ряд, остальные иконы), Феофаном Греком (второй ряд снизу). Немалыи интерес вызывают и фрески собора. Сохранились фрагменты живописи, выполненной артелью художников во главе с Феодосием. Здесь есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI в. Помимо библейских сюжетов можно видеть сугубо светские мотивы: изображения византийских императоров и русских князей (столбы центральной части и пилястры), античных философов, писателей, ученых Аристотеля, Анахариса, Менандра, Птолемея, Фукидида, Плутарха, Гомера, Вергилия и других (в простенках, на склонах сводов и пилястрах). Над входом изображение Спаса Нерукотворного работы Симона Ушакова (XVII в.). Пол храма, перенесенный сюда в середине XVI в. из одного из соборов Ростова Великого, составлен из квадратных цветных плиток драгоценной агатовидной яшмы. | |
Категория: Кремль | Добавил: Harlequin (05.12.2011) | |
Просмотров: 594 |